Образовательный процесс / программа развития
Программа развития гимназии 2013 – 2020
ШКОЛА НАУК, ИСКУССТВ И ЯЗЫКОВ:

Эффективность разработки и реализации Программы развития образовательного учреждения в настоящее время предусматривает обязательный учет новых целей, стоящих перед системой образования России. Сейчас важным приоритетом разработки программы развития стало развитие образовательного учреждения как организации, работающей в условиях рыночных отношений.
Перспективное проектирование отражает потребности коллектива гимназии в осмыслении достигнутых педагогических результатов и разработке путей дальнейшего развития. Цель: создание согласованной стратегии развития Гимназии «ПЕТЕРШУЛЕ» на рынке образовательных услуг. Развитие является единственно приемлемой формой функционирования гимназии как уникального образовательного учреждения.
Рассматривая с этих позиций дальнейшее развитие гимназии «ПЕТЕРШУЛЕ», мы выделяем в ее развитии два основания. Первое – блок функционирования в актуальной реальности, к которому относятся учебные программы и учебный план, сложившаяся система управления и внешних связей, расписание и повседневная урочная деятельность. Логика развития этого блока – совершенствование существующего учебно-воспитательного процесса посредством оперативного решения текущих проблем. Второе – блок собственно перспективного развития. Он состоит из ИДЕЙ развития, которые могут получить шанс для своей реализации при определенных условиях. Эти идеи необходимо оформить в виде перспективных направлений деятельности гимназии, то есть – программы развития гимназии.
Ведущие идеи развития образовательных услуг гимназии до 2020 г.
Для того чтобы реализовать ценности образовательной деятельности гимназии в условиях новой государственной политики в качестве ведущих идей развития гимназии предлагаются следующие:
- Особенности образовательной деятельности:
- Создание эффективного многомерного развивающегося образовательного пространства для всех учащихся, обучающихся в гимназии.
- Реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования на основе новых образовательных стандартов.
- Обогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, универсальными учебными действиями, развитие способностей оперирования информацией.
- Обеспечение непрерывности в учебно-воспитательном процессе гимназии.
- Постепенное уравнивание гуманитарной и технократической составляющих (гуманитаризация образования).
- Духовно – нравственное воспитание личности в контексте образовательного процесса, развитие творческого потенциала личности.
- Освоение и внедрение в педагогическую систему гимназии информационно–коммуникационных, здоровьесберегающих, развивающих, личностно ориентированных технологий.
- Расширение инновационного компонента развития гимназии на основе управления знаниями. Это позволит инновационный компонент рассмотреть как организационно-педагогическую структуру гимназии, целью которой будет производство, обновление и реализация качественных образовательных услуг (форм знаний) для различных клиентских групп на основе системы программных платформ, определяющих лицо (бренд) гимназии. Функциями этой структуры станут в том числе проведение маркетингового анализа рынка образовательных услуг, проведение бенчмаркинга (анализ достижений основных конкурентов (образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и др.) и перенос их «инноваций» в деятельность гимназии), нормативно-финансовое обоснование реализации образовательных услуг гимназии, продвижение образовательных услуг на рынок (реклама, грантовые конкурсы, участие в среднесрочных программах и т.д.) и, в конечном итоге, формирование интеллектуального капитала образовательного учреждения. В этом случае каждая образовательная услуга будет носить адресный характер, и отвечать конкретным образовательным потребностям.
- Осуществление развития гимназии на основе создания программных платформ. Программная платформа – представляет собой совокупность характеристик (ресурсных, организационных, кадровых, маркетинговых и иных), необходимых для построения модели управления образовательного учреждения основанной на знаниях. Профессиональный подход к разработке модели управления знаниями предполагает создание устойчивого целостного, узнаваемого индивидуального образа школы, формирующегося в сознании потребителей образовательных услуг.
Приоритеты качества образования со стороны реальных и потенциальных заказчиков:
Критерии оценки качества образовательной деятельности строятся на основе следующего определения: качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность учебно-воспитательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности, степень удовлетворения ожиданий участников процесса.
Данный подход к качеству образовательной деятельности гимназии позволяет выделить следующие критерии оценки качества её работы:
- стабильность числа учащихся гимназии, что является показателем востребованности работы гимназии среди учащихся и родителей;
- высокая рейтинговая оценка деятельности гимназии в системе образования района и города, что является показателем инновационности в её работе;
- отсутствие нареканий к качеству работы гимназии со стороны органов власти в процессах лицензирования и аттестации, со стороны родителей и учащихся, что является показателем высокого уровня управленческого звена гимназии и информационной базы принятия управленческих решений.
Прогноз развития гимназии на ближайшее будущее сформулирован на основе Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020».
Гимназия становится инновационным образовательным учреждением, дающим доступное качественное многопрофильное образование с приоритетом гуманитарного. Абсолютные ценности образовательной программы – высоко развитый интеллект, освоение культуры человечества в широком смысле понятия, метапредметные компетенции. В гимназии осуществлено общественно-государственное управление с целью повышения качества образования. Безопасность, физическое, психологическое здоровье учащихся – результат системной работы администрации и педагогического коллектива. Школа полностью обеспечена электронными образовательными ресурсами, техникой, весь документооборот проводится на уровне интернет-связи; школа открыта для родителей, интенсивно развивает партнерские отношения с родителями. Воспитательная работа становится формой образования. Профессионализм учителя – главная основа качества образования. Социальный и общественный статус учителя очень высок, он авторитетный член социума. Гимназия - открытое образовательное учреждение, постоянно соотносящее свою деятельность с потребностями социума.
Программа развития «Эффективная школа – школа ответственного управления знаниями» нацелена на создание, усовершенствования и постоянное развитие с учётом обновления целей эффективно функционирующего образовательного учреждения.
Данная программа развития разработана в контексте реализации направления «Эффективная школа» стратегии «Петербургская школа 2020». В рамках данного направления востребованы эффективные управленческие парадигмы и практики, направленные на формирование инновационной школы в духе философии «эффективная школа – школа ответственного будущего». Данная стратегия развития даёт социальный и экономический эффект одновременно, как основу создания и развития эффективной школы.
Достигаемые эффекты от реализации программы
Экономические эффекты:
- повышение показателей качества деятельности ОУ;
- повышение конкурентоспособности ОУ;
- достаточное наполнение контингента учащихся;
- изменение экономического окружения ОУ, вследствие повышения его привлекательности: появление новых партнеров, способствующих через систему благотворительности решению задач развития ОУ;
- повышение объемов привлечения внебюджетных средств;
- увеличение налоговых поступлений вследствие стабильного функционирования ОУ.
Социальные эффекты:
- обеспечение повседневного функционирования и развития ОУ на конкурентоспособном уровне, включая внедрение в деятельность ОУ инновационных идей и эффективное применение всех ресурсов;
- развитие ОУ, инициированное реализацией проектов по управлению знаниями;
- увеличение круга социальных партнёров ОУ;
- гарантия стабильности рабочих мест педагогического персонала;
- повышение уровня жизни сотрудников ОУ;
- повышение качества и доступности образовательных услуг;
- содействие созданию элементов национальной инновационной системы;
- развитие социальной инфраструктуры города.
Профессиональные эффекты:
- повышение образовательного и квалификационного уровня педагогических работников ОУ;
- повышение уровня компетенций сотрудников ОУ в предметных областях образовательных услуг, смежных областях, технологических и методических знаний, навыков в профессиональном комбинировании различных областей знаний;
- становление инновационного типа мышления и поведения учителей ОУ, активность в разработке инновационных проектов;
- повышение уровня мотивационной готовности к эффективной педагогической деятельности;
- формирование коучинговых компетенций, умения управлять знаниями и создавать необходимые компетенции у клиентов ОУ, умения убеждать потребителей образовательных услуг, мотивировать их к сотрудничеству.
Личностные эффекты:
- повышение личностных компетенций сотрудников ОУ (умение работать в команде, интеллектуальная и эмоциональная зрелость, аналитические и прогностические способности, креативность, способность критически относится к методам своей работы, быстро и адекватно реагировать на запросы потребителей образовательных услуг);
- повышение уровня удовлетворенности всех клиентских групп (учащиеся, учителя, родители);
- позитивная деловая и личная репутация сотрудников ОУ.